Темы блога:

"Религия древних греков" Дистанционное обучение 10 класс 100 рекомендованных фильмов для детей 6 класс 7 класс 8 А класс 8 класс 9 класс Безопасность в Интернет Блог - урок Блокада Ленинграда Взялись за учеников коррекционных школ Выбрать профессию Д. С. Лихачев. Патриотизм и национализм Задать вопрос учителю Использование блога Итоги года Классный час КОНКУРС Конкурсы педагогов Культура СССР 1930-ые годы Международный парковый проект Метка на карте Google МЫ и профессия Наука в современном обществе Наши контакты Наши проекты Наши успехи Новый сайт школы Нужно ли образование? Общественное голосование Олимпиада Опросы Парки Побороть страх аудитории Права потребителей Причины правонарушений Пробуем кластеры Проект "Святые места Палестины в культуре Санкт - Петербурга" Проект 5-х классов Проект Олимпийский круг Проект Рождество Рабочие тетради по истории Родительское собрание Родителям Севастополь и Санкт-Петербург Ситуация: из жизни смартфоны и планшеты Советы блогерам Сражения Великой войны Талисманы Победы Успешный ученик Фото 6 А класса Фото 7А ШКОЛЬНАЯ ФОРМА Электронный дневник Web 2.0. Создание блога

воскресенье, 18 марта 2012 г.

Страшно выступать? Или боитесь отвечать у доски? Средство от страха есть!

У многих людей есть страх аудитории. 
Шестиклассник Сережа – отличник. Но к доске учителя вызывают его крайне редко: жалеют. Потому что умный и начитанный мальчик, оставаясь один на один с аудиторией, зажимается, краснеет и не может выдавить из себя ни слова. Можно ли ему как-то помочь?

 Страх выступления перед аудиторией – явление распространенное среди людей всех возрастов и любого социального статуса. Правда, есть счастливчики, которые не просто легко с этим чувством справляются, но даже получают удовольствие от прилива адреналина. Но их, увы, немного. Для остальных зажаться от ужаса – еще не самый плохой из возможных вариантов: кто-то ведь, наоборот, расслабляется до «медвежьей болезни».

Так что первый шаг на пути преодоления страха – признать: «Я боюсь, и это нормально». Еще лучше – сделать это вслух. Ведь для окружающих ваши страдания все равно очевидны. Так что вполне можно объяснить при случае: «Когда стою перед классом (аудиторией, залом и т. п.), совершенно теряюсь, в горле пересыхает. Мне проще написать ответ, чем произнести вслух».

Чего же мы боимся?

Чаще всего – оценки окружающих. Вдруг скажешь что-то не то, и тебя засмеют, уличат в незнании? Еще бывает страх агрессии со стороны аудитории (одноклассников, учителя): что начнут задавать каверзные вопросы и тем самым опозорят.
Хорошая новость для всех таких страдальцев: поскольку подобные переживания знакомы многим, вопрос изучен, и методы преодоления разработаны. Понятно, что для самого скорого и эффективного результата желательно обратиться за помощью к специалистам. Но сами дети, учителя и родители могут помочь своим стеснительным детям, если будут знать азы психологии. Итак, за дело!



10 шагов к успеху

Шаг 1

Первое проявление страха – перехватывает дыхание. Так что, оказавшись лицом к лицу с любой аудиторией, сделайте простейшую дыхательную гимнастику: несколько раз подряд глубокий вдох и медленный выдох.

Шаг 2

Найдите точку опоры. Плотно прижмите ступни к полу – почувствуйте твердую почву под ногами.

Шаг 3

Почему-то очень часто человеку, который боится выступать, настойчиво советуют расслабиться. Обычно совет этот не срабатывает – ведь все забывают одно из основополагающих правил йоги: прежде чем расслабиться, надо сконцентрироваться! Итак, постарайтесь, наоборот, напрячься изо всех сил: сожмите кулаки, почувствуйте напряжение во всех мышцах. И только потом можно максимально расслабиться.

Шаг 4

Обычно перед выступлением стеснительный человек впадает в некоторую прострацию. Поэтому важно сказать себе: «Стоп!» – и мысленно ответить на 3 вопроса: «Кто я? Где я? Что я собираюсь сделать?» Например: «Я Сергей Иванов. Стою у доски перед классом. И сейчас расскажу стихотворение, которое выучил дома». Как показывает практика, это очень эффективный способ собраться и сконцентрироваться на поставленной задаче.

Шаг 5

Надо все-таки знать то, о чем собираешься говорить, – то есть учить стихи, теоремы и правила, которые могут спросить. А то бывают случаи, когда к психологу приходят подростки и жалуются: «Боюсь выходить к доске!» А потом выясняется, что они к урокам вообще не готовятся. Понятно, что «плавать» на глазах всего класса и страшно, и унизительно.

Шаг 7

К слову о домашней подготовке – совет родителям: если хотите помочь ребенку, не жалейте времени и сил на то, чтобы устраивать семейные чтения. А еще лучше – организовать домашний театр. Понятно, что дети должны принимать во всем этом самое активное участие: много читать вслух в присутствии всех домочадцев, исполнять главные роли в семейных постановках.

Шаг 8

Иногда психологи советуют неуверенному в себе оратору обесценить аудиторию. То есть, например, представить, что все слушатели сидят на горшках. Но мы против того, чтобы самоутверждаться за чужой счет. Лучше подумайте о том, что вы готовились к этому выступлению, знаете не только суть вопроса, но и много сопутствующих фактов. А большинство слушателей – нет. Не переоценивайте требовательность аудитории.

Шаг 9

Бывает, что причина страха у младшего школьника не в том, что он стесняется одноклассников, а в негативной реакции на учителя. Но узнать это можно, лишь участливо и доброжелательно расспросив ребенка о том, что именно он чувствует во время ответа. А вот фразы «Да чего тут бояться?!», «Как тебе не стыдно – ты уже большой!» – под запретом.

Шаг 10

Что предпринять, если кто-то из одноклассников мешает выступать (паясничает, громко выражает несогласие), а учитель его почему-то не останавливает? Делать вид, что ничего не происходит, бессмысленно. Зато можно обратиться к хулигану напрямую, например, сказать: «Ты имеешь право считать по-другому: я ведь выражаю свое мнение». И не забудьте при этом четко и громко назвать оппонента по имени: давно доказано, что звучание собственного имени невольно завораживает любого человека любого возраста.

«Поле уверенности»

Так психологи называют сильную сторону человека, которую можно использовать для борьбы со страхом перед публичными выступлениями. У каждого такое поле – свое. Кто-то знает намного больше собравшихся, а значит, его рассказ будет, как минимум, информативным, а как максимум – интересным. Кто-то может призвать на помощь свое обаяние и чувство юмора, использовать в выступлении острое словцо. А кто-то вообще обладает даром красноречия, просто дару этому надо позволить проявиться – для этого используйте любую возможность выступить.
Как говорится, клин клином вышибают.

Гримасы ужаса

На утреннике в детском саду 6-летний Саша вдруг отказался выходить на сцену. Забился в угол и на все уговоры молча улыбался во весь рот. Папа эту улыбку воспринял как издевательство и впал в ярость. Но ведь Саша гримасничал от ужаса. А еще, испугавшись, дошкольники таращат глаза или закрывают их ладошками. Или лицо делается совершенно безучастным. Что делать родителям?
·                     Не ругайте и не заставляйте: не хочет выступать – не надо. Все поймут.
·                     Дома попросите ребенка нарисовать свой страх: это снимет напряжение, успокоит.
·                     Почаще хвалите за любое творчество.

Литература:
Горшкова А., педагог-психолог высшей категории. Страх аудитории// Здоровье школьника. № 3. Март, 2012. [Электронный ресурс] http://www.za-partoi.ru/glossofobia.html

15 комментариев:

  1. Большинство моих знакомых боятся выступать перед аудиторией, публичности. Этот навык может понадобиться в любой момент. Лично я не боюсь выступать перед аудиторией.

    ОтветитьУдалить
  2. Я ещё в детстве училась в музыкальной школе и каждую четверть должна была сдавать экзамен, на котором присутствовали и педагоги школы, и учащиеся, и наши родители. Это всегда было самым страшным для меня моментом. И сейчас я зачастую могу перед выступлением очень нервничать. Мне данные советы немного помогают.

    ОтветитьУдалить
  3. Несмотря на то что я часто выступаю на сцене и перед зрителями, которые смотрят на меня, я всегда боюсь выступать. Даже перед классом я волнуюсь. Выступая, у меня всегда появляется дрожь в коленях и всегда кажется, что я что-то забуду сказать или что-то не то, опозориться. Недавно я выступила на фестивале молодых читателей в Сочи, очень сильно волновалась перед выходом на сцену. Ну и как всегда у меня была дрожь в коленях и я не знала куда деть руки. За все это время выступления я была напряжена и все проходило гладко, и только в конце, когда я должна была сказать последнюю фразу, я расслабилась, думала "сейчас все закончится" и тут же забыла слова и растерялась, но слава богу собралась с мыслями и сказала что надо было...

    ОтветитьУдалить
  4. На самом деле, есть очень наглые бесталанные люди, которые совсем не стесняются и петь на сцене, и играть в кино, совершенно не имея никаких талантов. А есть много талантливых людей, очень стеснительных. Это нормально. Очень часто бывает, что всё забылось на нервной почве, а когда надо - вспоминается. На самом деле, наглость многим помогает. Таким способным, умным, красивым девочкам как ты, Карина, совершенно нечего стесняться. Не нужно бояться, тем более перед классом - у вас хорошие, добрые и умные одноклассники, поэтому они, наоборот, скорее помогут, чем будут смеяться. А мы, учителя, тебя поддержим - это точно. В любом случае, лучше стараться отвечать публично почаще, превозмогать стеснение, потому что в жизни придётся это делать, но в старшем возрасте гораздо труднее себя перенастраивать. Лучше приучать себя сейчас - всё равно пригодится в жизни - и на работе, и в жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный14 июня 2012 г., 0:37

    надо быть спокойным=уверенным в себе=быть оптимистом=тогда всё будет нормально

    ОтветитьУдалить
  6. Не всегда получается быть спокойным и уверенным в себе. Нужна практика публичных выступлений. Согласна, оптимизм не помешает, только он не обязательно поможет при выступлении. Конечно, лучше себя лишний раз не третировать и не расстраивать по пустякам, потому что люди зачастую попусту себя заставляют нервничать, придумывать виртуальные неудачи.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный14 июня 2012 г., 15:29

    и поэтому люди и боятся выступать, что нервничают и придумывают всякие беды

    ОтветитьУдалить
  8. Иногда стеснительность и неумение владеть собой в сочетании очень мешают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный15 июня 2012 г., 23:24

      это верно

      Удалить
    2. Да верно, и трудно владеть собой, нужно учиться.

      Удалить
    3. Анонимный21 июня 2012 г., 22:46

      это просто

      Удалить
    4. Не знаю людей, которым это просто - все волнуются - даже те, кто постоянно выступает. Но рада, что кому - то это просто)

      Удалить
  9. Я учусь в 6 классе. Я боюсь выходить к доске. Я говорила маме но она говорила: "Никогда ничего не бойся!" Я очень пуглива, т.к. мама с папой ругались когда я была маленькой и развелись. Я боюсь критики учителей, боюсь опозорится перед одноклассниками. Но одноклассники не смеются, когда я выхожу к доске, но все равно. Психолог не помогает. Я надеюсь, что эти советы мне помогут. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  10. спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  11. Родители разводятся не из-за детей. Люди часто сходятся, ожидая от супруга определенных поступков. И когда выясняется, что мужчина и женщина друг другу просто не подходят, это неприятно, может кончиться разводом. Пожалуй, лучше развод, чем лицемерная неискренняя жизнь в постоянных конфликтах.
    Ребенок вообще тут не виноват, так что стесняться всего этого не стоит, и уж тем более бояться выступать. На это точно семейные отношения не повлияют, здесь все зависит от самого человека. Поэтому вперед, к успеху, практически все зависит от нас самих! Кстати, ученые установили, что дети из неполных семей в жизни бывают успешнее тех, кто жил в полной семье. Такой вот парадокс.

    ОтветитьУдалить