Темы блога:

"Религия древних греков" Дистанционное обучение 10 класс 100 рекомендованных фильмов для детей 6 класс 7 класс 8 А класс 8 класс 9 класс Безопасность в Интернет Блог - урок Блокада Ленинграда Взялись за учеников коррекционных школ Выбрать профессию Д. С. Лихачев. Патриотизм и национализм Задать вопрос учителю Использование блога Итоги года Классный час КОНКУРС Конкурсы педагогов Культура СССР 1930-ые годы Международный парковый проект Метка на карте Google МЫ и профессия Наука в современном обществе Наши контакты Наши проекты Наши успехи Новый сайт школы Нужно ли образование? Общественное голосование Олимпиада Опросы Парки Побороть страх аудитории Права потребителей Причины правонарушений Пробуем кластеры Проект "Святые места Палестины в культуре Санкт - Петербурга" Проект 5-х классов Проект Олимпийский круг Проект Рождество Рабочие тетради по истории Родительское собрание Родителям Севастополь и Санкт-Петербург Ситуация: из жизни смартфоны и планшеты Советы блогерам Сражения Великой войны Талисманы Победы Успешный ученик Фото 6 А класса Фото 7А ШКОЛЬНАЯ ФОРМА Электронный дневник Web 2.0. Создание блога

воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Каким лучше создавать новый парк сегодня?

В истории России и Европы было много необычных и красивых парковых стилей. Вот несколько из них. К какому из этих стилей можно отнести Парк имени С. А. Есенина?

САДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям,- рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями.
Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная «значимая» особенность райского сада - его огражденность.
Всё в саду доставляет человеку радость. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т.д.
 В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней.

САДЫ РЕНЕССАНСА (ВОЗРОЖДЕНИЯ)

Ренессанс по-своему снял противоречие между человеком и природой. Главным стал человек в подчиненной ему и его разуму природе. Человек считал себя способным улучшать природу, выявляя в ней ее идеальные свойства. Петрарка считал сады прежде всего источниками радости. 
Подбор античных скульптур в садах ренессанса по содержанию был более
или менее случаен, но тем не менее античные скульптуры создавали историческую перспективу. Тогда чувство истории, чувство «содержательное» и многозначительное, было открыто и создавало для современности ту «историческую глубину», без которой не мыслилось даже простое прославление современников - властителей, поэтов и художников. «Мифологическая ученость» отныне на протяжении многих столетий становится существеннейшим признаком образованности владельцев садов и их «садового общества».
Подобно римским садам античности, сады ренессанса были прорезаны аллеями, пересекающимися под прямым углом (но без прежнего символического значения креста), украшены статуями и бассейнами, насыщены редкими цветами.

САДЫ БАРОККО

Основной принцип садоводов барокко был тот же, что и в поэзии барокко. Неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино отчетливо выразил этот общий принцип барокко:
«Поэта цель - чудесное и поражающее...»
Одно из главных отличий садового барокко от садового ренессанса заключалось в появлении в садовом искусстве иронического элемента. 
 Гроты, например, символизировали собой как бы уход в горы, уединение. Барочная шутливость требовала, чтобы кусты и деревья стриглись не столько «архитектурно», сколько живописно и «чудаковато», принимали форму статуй, а самые статуи в садах сливались с растительностью, а не противостояли ей. Эту особенность барочной стрижки деревьев и кустов часто не замечали исследователи, преувеличивая ее архитектурность. Подстриженные в виде людей, зверей, ваз, кусты и деревья - характернейшие для барокко курьезы, такие же, как шутливые фонтаны («шутихи»), «тайные» скамьи, обманные перспективные картины, создававшие иллюзию продолжения аллей или открывающихся видов на природу, села, строения и т. д.

ПЕЙЗАЖНЫЕ САДЫ

Для них характерны: натурально текущие ручьи, естественные озера, холмы и долины, открытые луга, контрастные виды. В первой половине XVIII в. появилось новое отношение к садам: воспевали не испорченную человеческим вмешательством природу.
Впервые название «пейзажный», или «живописный» (слово «picturesque» можно перевести и так, и так), ввел Кристофер Хусси в своем трактате «О живописных элементах в ландшафте» в 1727 г. 

САДЫ МОСКОВСКОЙ РУСИ

Сады в древнерусских представлениях были одной из самых больших ценностей вселенной. Эти образы принадлежали к первому ряду среди эстетических и духовных ценностей Древней Руси.
МОНАСТЫРСКИЕ САДЫ
Как и на Западе в средневековье, особенное значение в Древней Руси имели
монастырские сады. Монастырские сады помещались в ограде монастыря и
служили как бы образами рая.

Начиная с XIV в., помимо устройства садов внутри монастырей, огромное значение приобрел сам выбор местности для монастыря в лесах, на берегах рек и озер. Этот выбор диктовался развившимися в XIV в. на Руси представлениями, что только первозданная природа безгреховна, упорядочена самим богом, гармонирует со стремлением к совершенствованию.

Нетронутая природа знаменует собой порядок и благообразие, гармонирующее с подвижнической жизнью отшельника, желающего себя посвятить богу. Поэтому монастыри ставятся в красивой и безлюдной местности.

Главной заботой основателей монастырей стал выбор красивого места для построения монастыря - на берегу реки, озера, на холме, среди нерубившихся, а, следовательно, особенно «разумных», лесов ит.д.

САДЫ  ЗАГОРОДНЫХ РЕЗИДЕНЦИЙ КНЯЗЕЙ И ЦАРЕЙ
С раем в Древней Руси ассоциировались не только монастырские сады, но
и загородные местожительства князей.
В Борисове-городке - резиденции Бориса Годунова - был правильной формы сад с большим прудом, искусственным островом на пруде, Лебяжьим двором. «В саду были потешные чердаки и ездили на лодках».
Наряду с плодовыми деревьями, ягодными кустами, как явствует из описи, в садах разводились цветы и душистые травы: касатики, Лилеи желтые и белые, гвоздика душистая, гвоздика ранняя, калуфер, розы травные, пижмы, мята немецкая, пионы кудрявые, кусты иссопу, тюльпаны, девичья краса, пионы «суховатые», гвоздика репчатая, орлик, кусты «мамрасу», фиалки лазоревы, фиалки желтые, «серебренник русский и немецкий» и т. д., и т. п. Характерно, что наряду с декоративными кустами и цветами, в садах сажались и деревья, явно не для дохода, а для красоты: кедры, пихта и др., а также сажался просто для красоты и виноград (для государева дворцового обихода съедобный виноград привозился из Астрахани). Что сады делались не только утилитарные, но и «для прохлады», ясно свидетельствует наличие в них большого числа различных садовых построек для отдыха - теремцов, беседок и пр., а также особая забота о красоте оград, об устройстве красивых ворот.
Московские сады царя Алексея Михайловича имели «зеленые кабинеты», располагались уступами (террасами), отличались разнообразием и обилием. В них были «беседки», «чердаки», кресла («троны»), «царское место», «теремы», «шатры», «шатрики», смотрильни, типичные для голландского барокко балюстрады, отделявшие один кабинет от другого, и т. д. Сады огораживались высокими изгородями (стенами), в которых делались окошки для обзора окружающей местности.
Сады «меняли природу» - создавались пруды с неестественно высоким уровнем воды, на прудах пускали плавать целые флотилии потешных судов (небольшие лодки - как бы модели больших кораблей), стремились населить сады необычными и поющими птицами (из птиц более всего ценились перепелки и соловьи) и собрать в них возможно большее число редких растений, из которых преимущество отдавалось душистым и плодоносящим.
Наконец, не следует забывать, что сады были местом учения царских детей. В селе Коломенском еще в прошлом веке показывали дуб, под которым Зотов учил Петра I.
В Кремле, например, у Потешного дворца располагались комнатные сады. У дворца была «Потешная площадка», на которой малолетний Петр потешался воинскими играми с малыми ребятками. Цветники и грядки находились в этих комнатных садах в ящиках.
Подле сада стояла водовзводная башня, построенная в 1687 году. Верх ее украшался часами, а в середине помещалась машина, наполнявшая пруд водою. В пруде и в разных местах сада били фонтаны или водометы. В углах сада, с набережной стороны, стояли два терема, украшенные резьбою и расписанные узорочно красками. Это были беседки. На пруде этого верхнего сада малолетний Петр Алексеевич плавал в лодках, украшенных обыкновенно резьбою и красками».
Набережные сады были на разных уровнях, но оба - высоко над уровнем Москвы-реки. Замечательно, что именно на этих «Набережных прудах», а также в прудах Измайловского и Преображенского садов мальчик Петр получил свое первое пристрастие к навигационному искусству. Именно здесь был его первый потешный флот (позднее - на Яузе и Плещеевом озере у Переславля-Залесского). Потешный флот соответствовал потешным полкам Петра в тех же садах.
Встаёт вопрос:
почему доставляло удовольствие плавать в потешных лодках и разных типах потешных кораблей не на естественном уровне Москвы-реки, а на искусственном уровне - над рекой?
Ответ:
Разница уровней - натурального и искусственного - создавала особое ощущение «ненастоящности»,
которая требовалась для барочных садов. Ощущение «ненастоящего» поддерживалось и росписями - травным орнаментом; в садах, где были и натуральные цветы, собирались и сажались растения «не по климату» - в частности виноградная лоза. На «Набережных прудах» строились лодки различных типов, но, что важно, меньшего, чем натуральные, размера.
Проблема преодоления пространства всегда была на Руси одной из особенностей восприятия окружающего мира. Она проступает в скорых передвижениях, в постановке высоких церквей и колоколен, издали видных. В конце XVII в. определился еще один аспект этого стремления к преодолению пространства путем подъема человека на искусственную возвышенность, создания искусственного более или менее высокого уровня, как бы конкурирующего с уровнем земли и воды в естественной среде. Плавание в потешных прудах высоко над уровнем воды в Москве-реке давало, по-видимому, наиболее острое ощущение такого преодоления.

ПЕТРОВСКИЕ САДЫ

Большой простор для барочных шуток давали фонтаны. Здесь следует напомнить о различных «водяных курьезах» в Петергофе - «шутихах», «фаворитном фонтане», «забавном фонтане», «Егерской штуке», «Пирамиде» и пр., пр.
Были в петровских садах и другие черты стиля голландского барокко. Не
 случайно любимым садоводом Петра был голландец Ян Розен. Как и в итальянских, в голландских садах дом хозяина мог находиться сбоку от оси сада - оси, на которой с обеих сторон располагались террасы и кабинеты. Это мы и видим в Летнем саду. Затем, в голландском садоводстве было принято густо обсаживать дом или дворец деревьями. Так, в Голландском (Старом) саду Екатерининского парка деревья плотно примыкали к садовому фасаду Екатерининского дворца. Эти деревья в основном пережили Великую Отечественную войну и были вырублены лишь в 1960-е гг. в порядке более чем скромного «переустройства» Голландского сада под французский классицизм Версаля.
Для голландских садов характерна была также асимметрия кабинетов, окружавших продольную соединительную аллею. Характерна также полная асимметрия двух ранее существовавших прудов в Голландском саду - левого и правого. Были в Голландском саду фруктовые участки и участки дикого леса - «Дикий сад».

РОМАНТИЧЕСКИЕ САДЫ
Романтические сады заняли в культурной жизни начала XIX в. одно из первенствующих мест. Пейзажный романтический парк - это не просто воспроизведение природы, близость к природе. Важнее говорить о другом - о близости пейзажных парков к пейзажной живописи.
Неверность обычных представлений о том, что пейзажное и, в частности, романтическое садоводство только подражало природе, явственно видна и по основному садоводческому трактату в форме описательной поэмы Ж. Делиля (1738-1813). Эта поэма имела в России в,начале XIX в. огромный успех.
Само название поэмы Делиля в подлиннике и в переводе А. Воейкова свидетельствовало о том, что в этом основном руководстве для устройства пейзажных садов суть их состояла в преобразовании природы: «Сады, или искусство украшать сельские виды»  В этом смысле Делиль-Военков высказывается на протяжении всей книги неоднократно:
Вот краски, полотно, вот кисть, соображай:
Твоя Природа! сам рисуй и поправляй.
Но не спеши садить, смотря и замечая,

Учася украшать, Природе подражая.
Дерзай, бог создал свет, а человек украсил.
Подражание живописи определяет в поэме Делиля и всю терминологию; садовый архитектор становится для него прежде всего садовым живописцем: он живописует, рисует, накладывает краски, подбирает оттенки листвы, рассчитывает окружающие виды и открывающиеся перспективы.

ПЕЙЗАЖНЫЙ ПАРК
Сочетание природы и искусства живописи характерно для каждого пейзажного парка, в том числе и для первого по значению и красоте - Павловского.
Екатерина II подарила Павлу участок земли вблизи Царского Села. Павел начал на нем строительство дворца, назвав его сперва Паулелуст. Великая княгиня Мария Федоровна Виртембергская, жена Павла, стала душой этого строительства и организации сада, где разбили несколько построек, напоминавших ей места ее детства.
Иными словами, Павловский парк устраивался на первых порах как парк личных воспоминаний.
Мария Федоровна, устраивая Павловский сад, конечно, придавала ему значение Аркадии - поэтому-то в Павловске заняли такое важное место пастушеская хижина, молочня, ферма. Но одновременно с этим Мария Федоровна ставила в парке мемориалы покойным: «Супругу благодетелю» и «Памятник родителям».

В романтических садах предавались меланхолии. Находящемуся в меланхолии всегда приятнее в окружающем его пейзаже.
Для меланхолии необходимо прошлое, воспоминание о прошлом и прежде всего, как это выясняется из всего, что составляло меланхолическую особенность романтических садов,- дума об умерших друзьях и родных.
В садах всех стилей особое значение имели музыка и благоухание. В садах романтизма музыка предпочиталась преимущественно «природная» - пение птиц, музыкальные инструменты, приводимые в движение ветром и водой, а характер благоухания, может быть, и изменялся, но мы имеем об этом слишком мало сведений.
В романтических садах особое значение приобретает единственное и уединенное дерево - преимущественно дуб. Его уединение иногда на вершине Парнаса (гора, где в Древней Греции обитали музы)  - романтической формы уединения,- среди поляны, на берегу вод (тут играло свою роль и его отр жение), или, если дерево было старым, то в тесном окружении молодых деревьев, особенно ценилось в эпоху Романтизма.

РУССКИЕ УСАДЕБНЫЕ САДЫ

Характерные особенности русских усадебных садов определились в конце XVIII и начале XIX в. Происхождение их было в России не столько английское, сколько немецкое.
Вблизи дома владельца располагался цветник. Цветник с его обычно архитектурным построением связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Обязательным было выращивать в цветнике, наряду с яркими цветами,- душистые. Цветник мог представлять собой остатки регулярного сада.
Помпезный французский классицизм требовал слишком больших пространств перед домом и служил не столько для отдыха, сколько для пышных приемов. Деревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце XVIII и начале XIX в. еще стригли кусты, то только вблизи дома. Если сад и парк разбивали в конце XVIII и начале XIX в.- в эпоху Романтизма, то вблизи дома кое-какие намеки на регулярность сохраняли: считалось неудобным непосредственно переходить от архитектуры к свободной природе. Около дома сажались цветы в правильно оформленных клумбах. Мало этого, прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность - прямые, но нестриженые и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных парках, чтобы дать спокойный приют птицам. Аллеи лип бывали действительно темные и прохладные.
Кроме аллеи, устраивались и «зеленые гостиные»: липы тесными рядами сажались вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-«сиделки». Исключение делалось только для широких подъездных дорог, которые обсаживались не только липами, но и дубами...
Между аллеями темных лип, стоявших темной стеной и дававших густую
темную тень, бывал и подлесок, где укрывались соловьи. Среди тенистых деревьев росли незабудки и земляника.
Сады не служат больше для украшения придворного быта, для ассамблей, приема гостей, повышения престижа хозяев. Мы можем сейчас любоваться садами только через призму времени, и при этом они требуют сложных объяснений, знания мифологии. Сады стоили владельцам огромных расходов, подчас сотен садовников, оранжерей, теплиц, питомников. Признаками хорошего вкуса хозяина в XVIII и начале XIX в. были прежде всего сад и парки, их устройство. Поэтому на сады тратились громадные средства. Стоимость сада в конце XVIII и начале XIX в. обычно была почти равной стоимости дворца.

СОВЕТСКОЕ ПАРКОСТРОЕНИЕ
 «Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся» (из постановления МК ВКП(б) от 3/IX 1931 г.).
Массовые гулянья и митинги, выставки искусства и техники, разнообразные виды зрелищ, художественной самодеятельности, массовая физкультура, оборонная пропаганда — все эти мероприятия, проводимые в естественной обстановке природы, должны были обогащать отдых посетителей советского парка.
Для прохождения по парку массовых общегородских демонстраций проектировались широкие аллеи и площади; понятие архитектуры зелени отсутствует. В начальный период паркового строительства парки рассматривались не как произведения искусства, а лишь как «плацдарм» для массовой работы.
Позже ставится вопрос обводнения парковых терриротий путём создания больших декоративных и спортивных водоёмов (пруды, озёра, бассейны). Все самые различные специальные области строительства в условиях парка связаны эстетическими требованиями. Все, даже мелкая деталь, должно выглядеть как художественное произведение.
Районные парки  обеспечивали население районов, лишенных крупных зеленых массивов, условиями культурного отдыха. По характеру своей культурно-массовой работы они аналогичны общегородским, но в отличие от последних они ближе к населению и повседневно обслуживали его. На их территориях, как более доступных населению района, размещались крупные общественные городские сооружения, работающие круглый год (дворцы культуры, районные театры и т. п.)

Изменился социальный строй, с которым были связаны наиболее
прославленные из садов и парков. Нет уже ни монархов и помещиков с их садовыми
развлечениями, ни сотен садовников и садовых рабочих, ни закрытых для множества посетителей сказочных парков. Экзотические растения давно перестали быть экзотическими и иначе воспринимаются. Исчезли многие сорта цветов.
Изменились представления об идеальном мире - Эдеме, рае, изменилась «философия природы», которую сады представляли. Многие из садов стали элементами городской архитектуры. Их старые и высокие деревья играют роль своеобразных городских стен. Нет и советского государства, которое создавало функциональные, подчинённые жесткой логике, парки для всех.
Каким должен быть новый парк сегодня?

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев Д. О садах. [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/11_01.php
2. Советское паркостроение. [Электронный ресурс]  

 


5 комментариев:

  1. Вот читаю и думаю, к какому парку можно отнести Парк С. А. Есенина.

    ОтветитьУдалить
  2. думаю,что этот парк можно отнести к советскому стилю.район этот новый,ему менее 30 лет.дома "корабли" с низкими потолками,и соответственно парк стандартный.а сейчас вся его планировка сильно испорчена находящимся у метро торговым центром.

    ОтветитьУдалить
  3. Антон, спасибо за комментарий.

    С одной стороны, Парк имени С. А. Есенина появился в начале 1980 - х годов, то есть в советский период, среди эшелонов серых многоэтажек и улиц, олицетворяющих героев Октября. Но в СССР парк должен был быть «плацдармом» для массовой работы - с большими площадями, с крупными общественными городскими сооружениями, эстетически выстроенный, со спортивными площадками. Этот островок природы, видимо, начали обустраивать по такому принципу, назвали "Парк Большевиков" (хотя население уже тогда воспротивилось этому и самостоятельно стало называть его именем известного поэта). А время то шло быстрыми шагами, и стремительно менялся дух эпохи.

    Сейчас из-за упорства местных жителей (и это уникальный случай) появилось название "Парк имени С. А. Есенина". Парк как бы повис между двух эпох: в советскую эпоху его не достроили до настоящего советского парка, сейчас его не до конца заняли коммерческими постройками, остался уголок естественной природы. Всё в этом парке необычным образом сочетается. Просто удивительный уголок городской питерской души.

    В нём сочетаются как черты социалистической, так и капиталистической вех, он как бы застрял между ними, сиротливо съежившись среди суетливых проспектов, выглядит совершенно брошенным. Так хочется его пригреть!

    Мы подумали: что соответствующее нашему времени можно было бы создать здесь сейчас…

    ОтветитьУдалить
  4. Ландшафтные стили (японский сад, английский, французский и т. д.)

    Разнообразные ландшафтные стили создают соответствующую неповторимую ауру окружающей среды. Восточная созерцательность и спокойствие, французская утонченность и элегантность, колониальная расслабленность и легкость, английская естественность и простота - правильный выбор ландшафтного стиля позволит вам отдохнуть в самой комфортабельной обстановке.

    Рассмотрим наиболее часто применяемые в практике ландшафтные стили:

    Французский (классический, регулярный) ландшафтный стиль.

    Порядок, строгость, торжественность, театральность.

    Ландшафтный стиль французского сада характеризуется геометрически правильной и строго симметричной планировкой. Главной идеей французского стиля является порядок. Доминантой в оформлении участка служит, как правило, здание, к которому привязывается все остальное оформление. Характерным элементом является партерный газон и аккуратно обрезанные кустарники и деревья. На пересечении прямых и ровных дорожек, посыпанных гравием или крупным песком, располагают фонтаны и скульптуры. Водоемы также имеют четкие геометрические формы.

    Английский (пейзажный, природный) ландшафтный стиль.

    Естественность, свобода, спокойствие

    Основным признаком английского ландшафтного стиля является органическая связь с природой. Все элементы ландшафта расположены естественно и свободно. Прямолинейность, симметричность полностью исключаются. Доминантой является не дом, скрытый за зеленью, а водоем с плавной береговой линией. Вдоль извилистых дорожек, выполненных из природного материала, высаживают низкие кусты, чтобы создать иллюзию тропинок в лесу. Обязательной чертой английского сада является неровный, волнистый рельеф. Цветов в английском саду мало, в основном это самые распространенные в данной климатической зоне растения - ромашки, календула, полевые цветы, причем располагают их не в клумбах, а живописными группками.

    Восточный (мавританский, мусульманский) ландшафтный стиль

    Вода, прохлада, покой, оазис.

    Доминантой в мавританском ландшафтном стиле обязательно является источник воды - фонтан, водоем. От него четырьмя рукавами отходят ручьи, которые делят участок на 4 квадрата, в центре которых также располагается источник воды. Если территория сада большая, то эти квадраты в свою очередь тоже делятся на квадраты. Растения рассаживаются свободно. В основном это пряно пахнущие травы и множество цветов. Стрижка растений в мавританском саду исключается.

    Японский ландшафтный стиль.

    Созерцание, спокойствие, миниатюра, символизм.

    Японские сады проектируются так, чтобы смена пейзажей шла вдоль всей прогулки по саду. Основные элементы оформления - небольшие водоемы плавных очертаний с мостиками, черепичные крыши небольших павильонов и композиции из камней. Доминанту здесь выбрать невозможно - все находится во взаимосвязи и гармонично дополняет друг друга. Площадь японских садов обычно не велика, а желание изобразить природу в максимально полном виде привела к миниатюризации, т. е. использованию карликовых растений, камней и т.д. Японский сад основан на символах - каждый предмет несет свою смысловую нагрузку.

    Китайский ландшафтный стиль

    Гармония, природа, созерцательность

    В китайском саду непременно выбирается какая-нибудь доминанта, вокруг которой согласно фэн-шую выстраивается остальная композиция. Обычно с этого места открывается вид на всю композицию, и, в свою очередь, эта доминанта видна со всех мест участка.

    В китайском ландшафтном стиле все подчинено законам гармонии и баланса. Каждое растение, каждый элемент сада должен быть расположен в строгом соответствии с фэн-шуем. Гармония и равновесие должны присутствовать во всем. Так, несколько изысканных цветов в окружении естественной зелени оказывают более благоприятное воздействие, нежели пестрая, большая клумба. Каждое построение, каждое растение в китайском саду несут в себе огромную символическую нагрузку: например, бамбук - символ моральной чистоты, а сосна - символ благородства.

    Информация с сайта http://ozelenitel-stroy.ru/landshaftnye_stili

    ОтветитьУдалить