Темы блога:

"Религия древних греков" Дистанционное обучение 10 класс 100 рекомендованных фильмов для детей 6 класс 7 класс 8 А класс 8 класс 9 класс Безопасность в Интернет Блог - урок Блокада Ленинграда Взялись за учеников коррекционных школ Выбрать профессию Д. С. Лихачев. Патриотизм и национализм Задать вопрос учителю Использование блога Итоги года Классный час КОНКУРС Конкурсы педагогов Культура СССР 1930-ые годы Международный парковый проект Метка на карте Google МЫ и профессия Наука в современном обществе Наши контакты Наши проекты Наши успехи Новый сайт школы Нужно ли образование? Общественное голосование Олимпиада Опросы Парки Побороть страх аудитории Права потребителей Причины правонарушений Пробуем кластеры Проект "Святые места Палестины в культуре Санкт - Петербурга" Проект 5-х классов Проект Олимпийский круг Проект Рождество Рабочие тетради по истории Родительское собрание Родителям Севастополь и Санкт-Петербург Ситуация: из жизни смартфоны и планшеты Советы блогерам Сражения Великой войны Талисманы Победы Успешный ученик Фото 6 А класса Фото 7А ШКОЛЬНАЯ ФОРМА Электронный дневник Web 2.0. Создание блога

четверг, 31 января 2013 г.


Шолохов Михаил Александрович







Шолохов М. А. «Тихий Дон». Илл. О. ВерейскогоШолохов М. А. «Судьба человека». Фронтиспис Б. Басова
Шолохов Михаил Александрович, русский советский писатель, академик, Герой Социалистического Труда (1967). Член КПСС с 1932. Член ЦК КПСС с 1961. Родился в крестьянской семье. Участвовал в Гражданской войне. В 1923 начал публиковаться в газетах и журналах рассказы, объединённые впоследствии в сборники "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926). Гражданская война на Дону, ожесточённая классовая борьба, место человека в великих социальных сдвигах, происходивших в деревне, его мечта о новом мире социальной справедливости — таковы темы ранних рассказов Ш., которые стали заметным явлением в советской литературе 1-й половины 20-х гг.
В 1925 Ш. начинает писать "Тихий Дон" (кн. 1—4, 1928—40; Государственная премия СССР, 1941) — роман, принёсший писателю мировую известность. Идея исторической закономерности определяет сложность сюжетно-композиционной структуры произведения. Ш. создаёт грандиозную картину борьбы двух миров, ломки старых общественных отношений, традиций, навыков, возникновения и упрочения новых. Проблематика романа включает вопросы большой общественной значимости: о характере связей личности с историческими судьбами народа, об исторической необходимости и свободе выбора, об исторических обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. В "Тихом Доне" плодотворно развиваются традиции эпического повествования о "судьбах народных". Исторический процесс предстаёт в эпосе Ш. в широком движении масс. Героем романа стал народ. Поэтический мир Ш. — мир высокой трагедии, в которой действуют сильные и яркие характеры в переломные моменты истории. Рассказ о жизни Григория Мелехова входит составной частью не только в драматическую историю донского казачества: в нём отражены исторические процессы огромной социальной и психологической важности. Образ Григория Мелехова — открытие в мировом искусстве. Характер его раскрывается во всей полноте чувств, в разнообразии обстоятельств. Эта объёмность психологического анализа — одна из характерных сторон художественного мастерства Ш. Психологическому анализу Ш. присуще важное качество оценочности. Борьба революционного народа становится объективным критерием оценок, который позволяет отделить исторически оправданные заблуждения Мелехова от его вины. На крутых исторических поворотах Григорий всё время оказывается перед необходимостью выбора. Социальная трагедия переносится в глубины сознания. Истоки её — в социальной двойственности, противоречивости самого героя. Григорий отринул старый мир, но правды новой действительности, утверждавшейся в крови, в борьбе, страданиях, он не понял, не поверил ей и, в конце концов, оказался на историческом распутье. В умении видеть действительность во всей её сложности, обусловленности, в её суровых закономерностях и состоит подлинное величие художника. Способ изображения характера и судьбы Григория Мелехова в значительной степени способствовал развитию метода социалистического реализма. Революционные массы, с такой мощью изображенные в "Тихом Доне", утверждают оптимистическую идею торжества жизни, победы нового через муки, через страдания, создают ощущение грандиозности совершающихся перемен. Героический пафос романа возникает на основе исторического оптимизма, утверждения величия жизни, величия подвига.
"Поднятая целина" (кн. 1—2, 1932— 1960; Ленинская премия, 1960) — эпическое повествование о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни, 1-я кн. романа в основном строилась как история "дела", история колхоза в Гремячем, как многогеройный роман. Предельная историческая конкретность — один из эстетических принципов Ш. В 1-й кн. "Поднятой целины" во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, посланного партией для проведения коллективизации в деревне, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу. Во 2-й кн. с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств", усиливается лирическое начало в авторской речи. Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Ш. Образ деда Щукаря — одно из замечательных открытий писателя. Роман Ш. пронизан раздумьями об истинной человечности, о путях прогресса, об исторической необходимости.
Во время Великой Отечественной войны были опубликованы в периодической печати и вышли отдельными изданиями очерки Ш. "На Дону", "На юге", "Казаки" и др. Широкую известность приобрёл рассказ "Наука ненависти" (1942). В 1943—44 в "Правде" и "Красной Звезде" начали печататься главы из романа "Они сражались за Родину" (новый вариант — 1969), в котором Ш. поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.
Рассказ "Судьба человека" (1956—57) стал заметным явлением социалистического искусства. Трагическая история жизни Андрея Соколова взята в её обусловленности, в её связи с событиями войны — историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Это позволяет писателю крупным планом, обобщённо, в широкой исторической перспективе показать Человека и Войну, показать несовместимость мира социализма и мира фашизма. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа — вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига.
Вклад Ш. — одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализма— в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа 19 и 20 вв., им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Ш. человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Ш. Произведения Ш. переведены почти на все языки народов СССР и иностранные языки.
Ш. — депутат Верховного Совета СССР 1—9-го созывов. С 1934 он член правления СП СССР. Член Всемирного Совета Мира. Почётный доктор филологических наук Ростовского-на-Дону и Лейпцигского университетов, почётный доктор права Сент-Андрусского университета. Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями, иностранным орденом. Лауреат Нобелевской премии (1965).

Комментариев нет:

Отправить комментарий